понедельник, 21 ноября 2016 г.

Чудесный мир вещей: ретроспектива натюрморта

Сейчас на курсе «Живопись и рисунок» я пишу натюрморты. Странно, но я никогда их не любила. А теперь, кажется, втянулась. Да так, что собрала натюрморты разных эпох и написала этот пост. Сразу скажу, что охватить необъятное не получилось: материала так много, что выбирала то, что мне нравится.





Итак, вначале были...



Мотивы натюрморта в Древнем Египте


Заметьте, именно мотивы, а не «чистый» натюрморт. В центре внимания росписей все-таки оставались царицы и боги. А еще египтяне не ставили перед собой цель передать пропорции, объем, фактуру предметов. Пространство, перспектива также не имели никакого значения. 


Стела жрицы Зед-амон-эфон

Гробница Менны, писца ведомства пашен фараона. Жертвенные дары. Около 1422–1411 до нашей эры. Стенная роспись Фивы. Гробница Мены

Древняя Греция


Пишут, что в Древней Греции были популярны натюрморты-«обманки»: художники добивались такого уровня сходства изображения с натурой, что картина вводила в заблуждение зрителей. 


Неизвестный мне современный (?) автор. До наших дней работы древнегреческих художников не дошли


Есть легенда, по которой древнегреческий художник Зевксис так убедительно написал виноградную кисть, что птицы пытались склевать ягоды. А потом он сам попался на удочку Паррасия, изобразившего занавеску так, что Зевксис попытался ее отдернуть.


Неизвестный мне современный (?) автор. До наших дней работы древнегреческих художников не дошли


Эпоха Древнего Рима


В 1 веке н.э. особого расцвета достигла монументально-декоративная живопись. Сцены мистерий, иллюстрации к мифам, портреты и собственно натюрморты украшали стены вилл близ итальянского города Помпеи. Это точно я бы хотела увидеть своими глазами!

Натюрморт с персиками и стеклянной вазой. Помпеи, Геркуланум. 45–79 гг. 

Фреска. Вилла Помпеи Сабины 

Натюрморт с корзиной фруктов и вазой. Роспись из дома Юлии Феликс в Помпеях. 63–79 гг.

«Посуда и приборы». Роспись в гробнице Вестория Приска в Помпеях. «Когда римлянина навещал друг, правила хорошего тона требовали, чтобы хозяин дома показывал ему самые красивые вещи из своей серебряной посуды»
Античная фреска. Вилла Поппеи в Оплонтисе


17 век: чудесный мир вещей


Как самостоятельный жанр натюрморт сформировался в XVII веке в Голландии. Голландцы особенно любили этот жанр. Даже называли его не nature morte («мертвая природа»), а stilleven – «тихая жизнь». 

Ваза с цветами. Ян Давидс де Хем. Середина 17 века.

Полотна голландцев сдержаны, выровнены по колориту. Художники уделяют внимание деталям, каждой отдельной вещи.

Натюрморт, Виллем Калф, 1654 год


Натюрморт с карпом, Абрахам Хендрикс ван Брейерен

Объекты для натюрмортов – самые различные. Изображали и цветы, и фрукты-овощи, и рыбу, битую дичь, десерты, завтраки... Мне особенно нравятся монохромные натюрморты Хеды. Игра света на поверхностях серебряных кубков так тонко прописана.

«Натюрморт с серебряным кубком», Виллем Клас Хеда, 1645 год
«Натюрморт с серебряным кувшином и пирогом», Виллем Клас Хеда, 1645 год


«Суета сует»



Сюжет Vanitas vanitatum («Суета сует») в голландских натюрмортах заслуживает отдельного абзаца. По сути, на картинах – одни и те же предметы-аллегории: череп, потухшая свеча, деньги, «умолкнувшие» музыкальные инструменты. Такой набор должен был напоминать о беге времени и бренности жизни.

 «Диптих Каронделе», Ян Госсарт, начало 16 века

Фламандская школа, 16 век
Хармен ван Стенвейк, 1640 год

«Натюрморт с черепом и пером», Питер Класс, 1628 год


Фламандский натюрморт


В отличии от голландских натюрмортов фламандские более динамичны, колоритны и предметы в них составляют сложную композицию. Художники часто изображают рынки, лавки, цветы и фрукты. Яркие представители школы – Франс Снейдерс и Ян Фейт.

«Виноград в корзине и розы в вазе», Франс Снейдерс, начало 17 века
Натюрморт с фруктами и попугаем, Ян Фейт

Италия: великий Караваджо и не только


Натюрморт в итальянской живописи XVII века развивался собственным путем. Любимые темы мастеров – цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь, музыкальные инструменты, книги.

«Корзина с фруктами», Караваджо, 16 век

Для итальянского натюрморта характерны ритмическое разнообразие композиций, яркость колорита, пластическая выразительность передачи предметного мира. Любовь к жизни и всему на свете – вы тоже ее чувствуете? )

Натюрморт, Джузеппе Рекко, 17 век


Испанские художники и их натюрморты


Испанский натюрморт XVII – строгий, контрастный по освещению. Здесь минимум предметов, нет кулинарных излишеств, «складочек и рюш» голландского still life. И еще часто предметы пишут на темном, по сути, черном фоне. Космос.

Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой. Франсиско де Сурбаран, 1633 год
«Натюрморт с коробками для сладостей», Хуан Ван дер Хамен и Леон, 1621 год
«Натюрморт с айвой, капустой, дыней и огурцом». Хуан Санчес Котан, 1600 год

Немецкий натюрморт, 17 век


Георг Флегель – мастер натюрморта из Франкфурта-на-Майне. Свои картины писал акварелью. Как узнать его полотна? Ищите на них насекомых, в частности жуков. 


Натюрморт, Георг Флегель, начало 17 века

Натюрморт, Георг Флегель, начало 17 века

Другой немецкий художник – Христофор Паудисс – написал изумительный «Натюрморт с луком», который причисляют к числу лучших работ этого жанра. Картина находится в собрании Эрмитажа. 


Натюрморт с луком, Христофор Паудисс, 1660 год

Французский натюрморт. Все еще говорим о 17 веке



Параллельно с вышеперечисленными школами развивался и французский натюрморт. Один из наиболее ранних и самых известных французских натюрмортов, интригующий скрытыми в изображении смыслами, – «Натюрморт с шахматной доской». Авторство приписывают Любену Божену.

На картине на стоящем вплотную к стенам столе лежат нотная тетрадь с лютней, колода карт, за ней — кошелек. На втором плане видим бокал с красным вином, хлеб. Справа – закрытая шахматная коробка. На ней стоит стеклянный флакон с гвоздиками. На стене над доской висит тёмное зеркало. Что все это значит? :)

Есть несколько трактовок картины. Мне понравилась эта: 
«Аллегория пяти чувств. Зрение символизирует зеркало, слух — лютня и нотная тетрадь, вкус — хлеб и вино, обоняние — цветы, осязание — игральные карты и кошелек (возможно, и шахматы тоже). Предметы, обозначающие зрение и обоняние, помещены на шахматной доске (выше всех остальных, стоящих на столе), поэтому эти чувства важнее прочих».

«Натюрморт с шахматной доской», Любен Божен, 1663 год


Натюрморт в 18 веке


Мастеров было много. Но назовем одно громкое имя – Жан-Батист Сименон Шарден. Художник избегал торжественных и пасторальных и мифологических сюжетов, популярных в то время. Главные герои его натюрмортов – повседневные вещи, по своей сути очень демократичные. 

«Курительные принадлежности», Жан-Батист Сименон Шарден, 1737 год

«Медная кастрюля», Жан-Батист Сименон, 1750 год


Эти натюрморты поэтичны и реалистичны одновременно. И считается, что именно они задали вектор развития натюрмортов в искусстве XX века. Главная установка – больше никакой иллюзии!

«Предметы для живописи и скульптура», Жан-Батист Сименон, 1728 год


19 век. Без фанатизма



Мастера эпохи Романтизма должного внимания жанру натюрморта не уделяли и обращались к нему эпизодически. Главным объектом романтического натюрморта были цветы и охотничьи трофеи. 

Поэтому вспомним Мане: он создавал натюрморты буквально из всего – от полевых цветов до простого лимона. 

«Угорь и кефаль», Эдуард Мане, 1864 год

Есть несколько забавных историй, связанных с натюрмортами Мане. Пишут, что желая поблагодарить Берту Моризо, позировавшую для него, художник подарил ей букет фиалок… изображенный на картине. 


«Букет фиалок», Эдуард Мане, 1872 год

Или другой случай. Один журналист, получив от Мане заказанный ему натюрморт «Пучок спаржи», решил послать художнику 1000 франков вместо восьмисот, о которых они договаривались. Мане в свою очередь отправил заказчику ещё один натюрморт – на нем была написана одна веточка спаржи, с припиской: «Эта веточка выпала из вашего пучка».


«Пучок спаржи», Эдуард Мане, 1879 год


Постимпреммионизм


Для мастеров постимпрессионизма, в отличие от импрессионистов, мир вещей стал одной из основных тем. Наконец-то, можно поделиться натюрмортами Ван Гога!


«Натюрморт с гипсовой статуэткой, розой и двумя романами», Ван Гог, 1887 год
«Ветвь цветущего миндаля в вазе и книга», Ван Гог, 1888 год
«Натюрморт с луком и чертежной доской», Ван Гог, 1889 год

«Натюрморт: ваза с 12-тью подсолнухами», Ван Гог, 1889 год
«Натюрморт: ваза с ирисами на желтом фоне», Ван Гог, 1890 год

А теперь посмотрим на натюрморты Поля Гогена. Удивительные!

«Натюрморт с апельсинами», Поль Гоген, 1881 год

«Цветы и миска с фруктами», Поль Гоген, 1894 год

А это натюрморты другого Поля – Поля Сезанна. Натюрморт у художника был одним из любимых сюжетов.



«Натюрморт с морской раковиной и черными часами», Поль Сезанн, 1869–1870 гг.
Натюрморт, Поль Сезанн


20 век: новые натюрморты и море экспериментов


С начала 20 века натюрморт – «творческая лаборатория живописи». Мастера фовизма экспериментируют с цветом и фактурой предметов. 


«Натюрморт с голубой скатертью», Анри Матисс, 1909 год

Представители кубизма – стремятся утвердить новые способы передачи пространства и формы. 

«Корзина фруктов и бутылка», Пабло Пикассо, 1937 год
«Натюрморт с кувшином, свечей и запеканкой», Пабло Пикассо, 1945 год

«Натюрморт с кофейником», Жорж Брак
«Бутылка и рыбы», Жорж Брак, 1941

«Гитара на столе», Хуан Грис

Натюрморты магического реалиста Александра Канольдта относят к направлению «новая вещественность», которое возникло в годы после Первой Мировой войны. Жесткий рисунок, сухая моделировка, детализация формы – это драматически напряженные натюрморты.

«Натюрморт с гитарой», Александр Канольдт, 1926 год

«Натюрморт», Александр Канольдт, 1926 год

Итальянец Джорджо Моранди для своих работ (они тоже пришлись на послевоенный период) выбирал самые простые, обыденные вещи. Он создал целую серию метафизических натюрмортов с бутылками. Предметы прижимаются друг к другу, образуют плотные группы. Кажется, они стремятся сохранить тепло, боятся внешнего холода и агрессии.


Джорджо Моранди
Джорджо Моранди
Джорджо Моранди


Дальше были поп-арт и неопоп


Ненасытное потребление и навязывание определенного образа жизни рекламой находят отражение в творчестве современных художников. Энди Уорхол интересуется конвейером потребления; количественным ростом, выраженном в механическом тиражировании одного и того же предмета.

«Банка с супос Кэмпбелл», Энди Уорхол, 1962 год

«Кока-Кола», Энди Уорхол, 1962 год

Рой Лихтенштейн препарирует клише массовой культуры, даёт формулы страстей, очарования, роскоши.


«Натюрморт с бокалом и очищенным лимоном», Рой Лихтенштейн, 1972 год
«Картина возле окна», Рой Лихтенштейн, 1983 год


А британский художник Патрик Колфилд тем временем привносит в натюрморт сосредоточенную медитативность.

«Чаша с конфетами», Патрик Колфилд, 1967 год


Русский натюрморт. Когда он появился? Как развивался?


В России рисовальщики начали обращаться к натюрморту с XVIII века. Первая половина XVIII столетия — время расцвета «ученых» натюрмортов. Моду на них во многом определила просветительская деятельность императора Петра I.

В эпоху барокко ценились не только занимательные предметы, но и необычные способы их показа, вызвавшие к жизни особый, «кунсткамерный» тип натюрморта. На картинах, представляющих внутренность шкафов и полок, изображались различные диковинные вещицы: экзотические раковины и чучела животных, произведения живописи, изделия из драгоценных материалов, приборы и инструменты.


«Натюрморт с нотами и попугаем», Григорий Теплов
«Натюрморт с книгами», Трофим Ульянов, 1737 год

В середине 18-ого века в Академии художеств появился класс цветочной живописи. А в 19-м веке – первые признанные мастера ботанического натюрморта.

«Букет цветов, бабочка и птичка», Федор Толстой, 1820 год

«Цветы и плоды», Иван Хруцкий 1839 год

«Цветы и фрукты», Владимир Сверчков, 1885 год 


Подъём натюрморт пережил на рубеже XIX–XX веков. Художники ищут прекрасное в малом и обыденном. Экспериментируют с цветом, формой, пространственным построением.


«Натюрморт. Гипсовая маска, рожок канделябра», Михаил Врубель, 1885 год

«Неприбранный стол», Игорь Грабарь, 1907 год

Известно, что Коровин порой писал искусственные цветы вместо настоящих. И как ему удавалось вдохнуть в искусственные букеты жизнь?


«Розы. Вечер», Константин Коровин, 1908 год
«Натюрморт. Утро», Павел Кузнецов, 1916 год
«Яблоко и вишня», Кузьма Петров-Водкин, 1907 год

«Утренний натюрморт», Кузьма Петров-Водкин, 1918 год
«Скрипка», Кузьма Петров-Водкин, 1918 год

«Натюрморт с письмом», Кузьма Петров-Водкин, 1925 год

Картина «Натюрморт с подносом» в 2007 году была продана на аукционе Sotheby's за 1,7 млн фунтов стерлингов.


«Натюрморт с подносом», Любовь Попова, 1915 год

Рубеж 20–21 веков – метаморфозы жанра. Художники режиссируют концептуальные натюрморты, натюрморты-мистерии.


«Морковка», Илья Кабаков, 1974 год

«Цветная капуста и брюссельская», Александр Сигутин, 1991 год

«Насекомые», Александр Мареев, 1994 год

«Выпивка и закуска», Виктор Пивоваров, 2001 год


И в заключение поста – цитата, которая мне очень понравилась:

«Какая это странная живопись – натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься».
 Блез Паскаль, французский математик, физик, литератор, философ



1 комментарий:

  1. Прекрасная подборка! Сделана с большим вкусом и любовью! Спасибо.

    ОтветитьУдалить