Сейчас на курсе «Живопись и рисунок» я пишу натюрморты. Странно, но я никогда их не любила. А теперь, кажется, втянулась. Да так, что собрала натюрморты разных эпох и написала этот пост. Сразу скажу, что охватить необъятное не получилось: материала так много, что выбирала то, что мне нравится.
Итак, вначале были...
Мотивы натюрморта в Древнем Египте
Заметьте, именно мотивы, а не «чистый» натюрморт. В центре внимания росписей все-таки оставались царицы и боги. А еще египтяне не ставили перед собой цель передать пропорции, объем, фактуру предметов. Пространство, перспектива также не имели никакого значения.
 |
Стела жрицы Зед-амон-эфон |
 |
Гробница Менны, писца ведомства пашен фараона. Жертвенные дары. Около 1422–1411 до нашей эры. Стенная роспись Фивы. Гробница Мены |
Древняя Греция
Пишут, что в Древней Греции были популярны натюрморты-«обманки»: художники добивались такого уровня сходства изображения с натурой, что картина вводила в заблуждение зрителей.
 |
Неизвестный мне современный (?) автор. До наших дней работы древнегреческих художников не дошли |
Есть легенда, по которой древнегреческий художник Зевксис так убедительно написал виноградную кисть, что птицы пытались склевать ягоды. А потом он сам попался на удочку Паррасия, изобразившего занавеску так, что Зевксис попытался ее отдернуть.
 |
Неизвестный мне современный (?) автор. До наших дней работы древнегреческих художников не дошли |
|
Эпоха Древнего Рима
В 1 веке н.э. особого расцвета достигла монументально-декоративная живопись. Сцены мистерий, иллюстрации к мифам, портреты и собственно натюрморты украшали стены вилл близ итальянского города Помпеи. Это точно я бы хотела увидеть своими глазами!
 |
Натюрморт с персиками и стеклянной вазой. Помпеи, Геркуланум. 45–79 гг. |
 |
Фреска. Вилла Помпеи Сабины |
 |
Натюрморт с корзиной фруктов и вазой. Роспись из дома Юлии Феликс в Помпеях. 63–79 гг. |
 |
«Посуда и приборы». Роспись в гробнице Вестория Приска в Помпеях. «Когда римлянина навещал друг, правила хорошего тона требовали, чтобы хозяин дома показывал ему самые красивые вещи из своей серебряной посуды» |
|
 |
Античная фреска. Вилла Поппеи в Оплонтисе |
17 век: чудесный мир вещей
Как самостоятельный жанр натюрморт сформировался в XVII веке в Голландии. Голландцы особенно любили этот жанр. Даже называли его не nature morte («мертвая природа»), а stilleven – «тихая жизнь».
 |
Ваза с цветами. Ян Давидс де Хем. Середина 17 века. |
Полотна голландцев сдержаны, выровнены по колориту. Художники уделяют внимание деталям, каждой отдельной вещи.
 |
Натюрморт, Виллем Калф, 1654 год |
 |
Натюрморт с карпом, Абрахам Хендрикс ван Брейерен |
Объекты для натюрмортов – самые различные. Изображали и цветы, и фрукты-овощи, и рыбу, битую дичь, десерты, завтраки... Мне особенно нравятся монохромные натюрморты Хеды. Игра света на поверхностях серебряных кубков так тонко прописана.
 |
«Натюрморт с серебряным кубком», Виллем Клас Хеда, 1645 год |
 |
«Натюрморт с серебряным кувшином и пирогом», Виллем Клас Хеда, 1645 год |
«Суета сует»
Сюжет Vanitas vanitatum («Суета сует») в голландских натюрмортах заслуживает отдельного абзаца. По сути, на картинах – одни и те же предметы-аллегории: череп, потухшая свеча, деньги, «умолкнувшие» музыкальные инструменты. Такой набор должен был напоминать о беге времени и бренности жизни.
 |
«Диптих Каронделе», Ян Госсарт, начало 16 века |
 |
Фламандская школа, 16 век |
 |
Хармен ван Стенвейк, 1640 год |
 |
«Натюрморт с черепом и пером», Питер Класс, 1628 год |
Фламандский натюрморт
В отличии от голландских натюрмортов фламандские более динамичны, колоритны и предметы в них составляют сложную композицию. Художники часто изображают рынки, лавки, цветы и фрукты. Яркие представители школы – Франс Снейдерс и Ян Фейт.
 |
«Виноград в корзине и розы в вазе», Франс Снейдерс, начало 17 века |
 |
Натюрморт с фруктами и попугаем, Ян Фейт |
Италия: великий Караваджо и не только
Натюрморт в итальянской живописи XVII века развивался собственным путем. Любимые темы мастеров – цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь, музыкальные инструменты, книги.
 |
«Корзина с фруктами», Караваджо, 16 век |
Для итальянского натюрморта характерны ритмическое разнообразие композиций, яркость колорита, пластическая выразительность передачи предметного мира. Любовь к жизни и всему на свете – вы тоже ее чувствуете? )
 |
Натюрморт, Джузеппе Рекко, 17 век |
Испанские художники и их натюрморты
Испанский натюрморт XVII – строгий, контрастный по освещению. Здесь минимум предметов, нет кулинарных излишеств, «складочек и рюш» голландского still life. И еще часто предметы пишут на темном, по сути, черном фоне. Космос.
 |
| Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой. Франсиско де Сурбаран, 1633 год |
|
 |
«Натюрморт с коробками для сладостей», Хуан Ван дер Хамен и Леон, 1621 год |
 |
«Натюрморт с айвой, капустой, дыней и огурцом». Хуан Санчес Котан, 1600 год |
Французский натюрморт. Все еще говорим о 17 веке
Параллельно с вышеперечисленными школами развивался и французский натюрморт. Один из наиболее ранних и самых известных французских натюрмортов, интригующий скрытыми в изображении смыслами, – «Натюрморт с шахматной доской». Авторство приписывают Любену Божену.
На картине на стоящем вплотную к стенам столе лежат нотная тетрадь с лютней, колода карт, за ней — кошелек. На втором плане видим бокал с красным вином, хлеб. Справа – закрытая шахматная коробка. На ней стоит стеклянный флакон с гвоздиками. На стене над доской висит тёмное зеркало. Что все это значит? :)
Есть несколько трактовок картины. Мне понравилась эта:
«Аллегория пяти чувств. Зрение символизирует зеркало, слух — лютня и нотная тетрадь, вкус — хлеб и вино, обоняние — цветы, осязание — игральные карты и кошелек (возможно, и шахматы тоже). Предметы, обозначающие зрение и обоняние, помещены на шахматной доске (выше всех остальных, стоящих на столе), поэтому эти чувства важнее прочих».
 |
«Натюрморт с шахматной доской», Любен Божен, 1663 год |
Натюрморт в 18 веке
Мастеров было много. Но назовем одно громкое имя – Жан-Батист Сименон Шарден. Художник избегал торжественных и пасторальных и мифологических сюжетов, популярных в то время. Главные герои его натюрмортов – повседневные вещи, по своей сути очень демократичные.
 |
«Курительные принадлежности», Жан-Батист Сименон Шарден, 1737 год |
 |
«Медная кастрюля», Жан-Батист Сименон, 1750 год |
Эти натюрморты поэтичны и реалистичны одновременно. И считается, что именно они задали вектор развития натюрмортов в искусстве XX века. Главная установка – больше никакой иллюзии!
 |
«Предметы для живописи и скульптура», Жан-Батист Сименон, 1728 год |
19 век. Без фанатизма
Мастера
эпохи Романтизма должного внимания жанру натюрморта не уделяли и обращались к нему эпизодически. Главным объектом романтического натюрморта были цветы
и охотничьи трофеи.
Поэтому вспомним Мане: он создавал натюрморты буквально из всего – от полевых цветов до простого лимона.
 |
«Угорь и кефаль», Эдуард Мане, 1864 год |
Есть несколько забавных историй, связанных с натюрмортами Мане. Пишут, что желая поблагодарить Берту Моризо, позировавшую для него, художник подарил ей букет фиалок… изображенный на картине.
 |
«Букет фиалок», Эдуард Мане, 1872 год |
Или другой случай. Один журналист, получив от Мане заказанный ему натюрморт «Пучок спаржи», решил послать художнику 1000 франков вместо восьмисот, о которых они договаривались. Мане в свою очередь отправил заказчику ещё один натюрморт – на нем была написана одна веточка спаржи, с припиской: «Эта веточка выпала из вашего пучка».
 |
«Пучок спаржи», Эдуард Мане, 1879 год |
Постимпреммионизм
Для мастеров постимпрессионизма, в отличие от импрессионистов, мир вещей стал одной из основных тем. Наконец-то, можно поделиться натюрмортами Ван Гога!
 |
«Натюрморт с гипсовой статуэткой, розой и двумя романами», Ван Гог, 1887 год |
 |
«Ветвь цветущего миндаля в вазе и книга», Ван Гог, 1888 год |
 |
«Натюрморт с луком и чертежной доской», Ван Гог, 1889 год |
 |
«Натюрморт: ваза с 12-тью подсолнухами», Ван Гог, 1889 год |
 |
«Натюрморт: ваза с ирисами на желтом фоне», Ван Гог, 1890 год |
А теперь посмотрим на натюрморты Поля Гогена. Удивительные!
 |
«Натюрморт с апельсинами», Поль Гоген, 1881 год |
 |
«Цветы и миска с фруктами», Поль Гоген, 1894 год |
А это натюрморты другого Поля – Поля Сезанна. Натюрморт у художника был одним из любимых сюжетов.
 |
«Натюрморт с морской раковиной и черными часами», Поль Сезанн, 1869–1870 гг. |
 |
Натюрморт, Поль Сезанн |
20 век: новые натюрморты и море экспериментов
С начала 20 века натюрморт – «творческая лаборатория живописи». Мастера фовизма экспериментируют с цветом и фактурой предметов.
 |
«Натюрморт с голубой скатертью», Анри Матисс, 1909 год |
Представители кубизма – стремятся утвердить новые способы передачи пространства и формы.
 |
«Корзина фруктов и бутылка», Пабло Пикассо, 1937 год |
 |
«Натюрморт с кувшином, свечей и запеканкой», Пабло Пикассо, 1945 год |
 |
«Натюрморт с кофейником», Жорж Брак |
 |
«Бутылка и рыбы», Жорж Брак, 1941 |
 |
«Гитара на столе», Хуан Грис |
Натюрморты магического реалиста Александра Канольдта относят к направлению «новая вещественность», которое возникло в годы после Первой Мировой войны. Жесткий рисунок, сухая моделировка, детализация формы – это драматически напряженные натюрморты.
 |
«Натюрморт с гитарой», Александр Канольдт, 1926 год |
 |
«Натюрморт», Александр Канольдт, 1926 год |
Итальянец Джорджо Моранди для своих работ (они тоже пришлись на послевоенный период) выбирал самые простые, обыденные вещи. Он создал целую серию метафизических натюрмортов с бутылками. Предметы прижимаются друг к другу, образуют плотные группы. Кажется, они стремятся сохранить тепло, боятся внешнего холода и агрессии.
 |
Джорджо Моранди |
 |
Джорджо Моранди |
 |
Джорджо Моранди |
Дальше были поп-арт и неопоп
Ненасытное потребление и навязывание определенного образа жизни рекламой находят отражение в творчестве современных художников. Энди Уорхол интересуется конвейером потребления; количественным ростом, выраженном в механическом тиражировании одного и того же предмета.
 |
«Банка с супос Кэмпбелл», Энди Уорхол, 1962 год |
 |
«Кока-Кола», Энди Уорхол, 1962 год |
Рой Лихтенштейн препарирует клише массовой культуры, даёт формулы страстей, очарования, роскоши.
 |
«Натюрморт с бокалом и очищенным лимоном», Рой Лихтенштейн, 1972 год |
 |
«Картина возле окна», Рой Лихтенштейн, 1983 год |
А британский художник Патрик Колфилд тем временем привносит в натюрморт сосредоточенную медитативность.
 |
«Чаша с конфетами», Патрик Колфилд, 1967 год |
Русский натюрморт. Когда он появился? Как развивался?
В России рисовальщики начали обращаться к натюрморту с XVIII века. Первая половина XVIII столетия — время расцвета «ученых» натюрмортов. Моду на них во многом определила просветительская деятельность императора Петра I.
В эпоху барокко ценились не только занимательные предметы, но и необычные способы их показа, вызвавшие к жизни особый, «кунсткамерный» тип натюрморта. На картинах, представляющих внутренность шкафов и полок, изображались различные диковинные вещицы: экзотические раковины и чучела животных, произведения живописи, изделия из драгоценных материалов, приборы и инструменты.
 |
«Натюрморт с нотами и попугаем», Григорий Теплов |
 |
«Натюрморт с книгами», Трофим Ульянов, 1737 год |
В середине 18-ого века в Академии художеств появился класс цветочной живописи. А в 19-м веке – первые признанные мастера ботанического натюрморта.
 |
«Букет цветов, бабочка и птичка», Федор Толстой, 1820 год |
 |
«Цветы и плоды», Иван Хруцкий 1839 год |
 |
«Цветы и фрукты», Владимир Сверчков, 1885 год |
Подъём натюрморт пережил на рубеже XIX–XX веков. Художники ищут прекрасное в малом и обыденном. Экспериментируют с цветом, формой, пространственным построением.
 |
«Натюрморт. Гипсовая маска, рожок канделябра», Михаил Врубель, 1885 год |
 |
«Неприбранный стол», Игорь Грабарь, 1907 год |
Известно, что Коровин порой писал искусственные цветы вместо настоящих. И как ему удавалось вдохнуть в искусственные букеты жизнь?
 |
«Розы. Вечер», Константин Коровин, 1908 год |
 |
«Натюрморт. Утро», Павел Кузнецов, 1916 год |
 |
«Яблоко и вишня», Кузьма Петров-Водкин, 1907 год |
 |
«Утренний натюрморт», Кузьма Петров-Водкин, 1918 год |
 |
«Скрипка», Кузьма Петров-Водкин, 1918 год |
 |
«Натюрморт с письмом», Кузьма Петров-Водкин, 1925 год |
Картина «Натюрморт с подносом» в 2007 году была продана на аукционе Sotheby's за 1,7 млн фунтов стерлингов.
 |
«Натюрморт с подносом», Любовь Попова, 1915 год |
Рубеж 20–21 веков – метаморфозы жанра. Художники режиссируют концептуальные натюрморты, натюрморты-мистерии.
 |
«Морковка», Илья Кабаков, 1974 год |
 |
«Цветная капуста и брюссельская», Александр Сигутин, 1991 год |
 |
«Насекомые», Александр Мареев, 1994 год |
 |
«Выпивка и закуска», Виктор Пивоваров, 2001 год |
И в заключение поста – цитата, которая мне очень понравилась:
«Какая это странная живопись – натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься».
Блез Паскаль, французский математик, физик, литератор, философ
Прекрасная подборка! Сделана с большим вкусом и любовью! Спасибо.
ОтветитьУдалить