воскресенье, 13 ноября 2016 г.

Квартира на Штрандгаде 30, или Вильгельм Хаммерсхёй и его скандинавский интерьер

Что мне очень нравится: несмотря на то, что сегодня квартира на Штрандгаде 30 невозможна для посещения (дом находится в частной собственности), побывать в ней может каждый. Первый вариант –отправиться на выставку картин Вильгельма Хаммерсхёя. Второй – прочесть этот пост. Думаю, он будет интересен всем, кто любит скандинавские интерьеры, живопись, загадочные истории и хочет узнать – как и чем связаны Хаммерсхёй, «Девушка из Дании» и «Карточный домик».

"Интерьер, Штрандгаде 30", Вильгельм Хаммерсхёй




P.S. Пост писала под Александра Депла, читать, наверное, тоже можно под него :)


Более 10 лет квартира на Штрандгаде 30 была не только домом для Вильгельма Хаммерсхёя и его жены Иды, но и предметом вдохновения датского художника-символиста – в период с 1899 по 1910 год Хаммерсхёй написал более 60-ти полотен с изображением собственного интерьера. 

Сегодня Хаммерсхёй – один из самых покупаемых датских художников в мире. В мае 2016 года написанная в 1905 году картина «Интерьер, Штрандгаде 30» была продана за 3,2 млн долларов на аукционе Sotheby's в Лондоне.


«Интерьер Штрандгаде 30», Вильгельм Хаммерсхёй
Что мы знаем о Хаммерсхёйе? Он родился в 1864 году в Копенгагене в зажиточной купеческой семье. Известно, что талант к рисованию он проявлял с ранних лет, а учился ни много ни мало – в Датской королевской академии изящных искусств. Восхищался Уистлером, Вермеером, Рембрандтом...


В 1891 году он женился на Иде Ильстед  как любят писать зарубежные издания «девушке из простой рабочей семьи». Пара много путешествовала по Европе, но в конце-концов обосновалась в родном Копенгагене.

Собственно сам Вильгельм Хаммерсхёй за работой

Интересно, что несмотря на возможность жить за городом, Хаммерсхёй всегда предпочитал скандинавской даче городскую квартиру. История гласит, что прогуливаясь по Копенгагену, Вильгельм и Ида свернули на улицу Штрандгаде и их внимание привлек дом под номером 30 – 
Mikkel Vibes Gaard, построенный в 1636 году. Когда-то в нем жил преподаватель по живописи Хаммерсхёйя.


   Дом Mikkel Vibes Gaard
«Двор,Штрандгаде 30», Вильгельм Хаммерсхёй

Они заглянули внутрь – и обнаружили на первом этаже квартиру своей мечты (И это действительно так, а не красивые слова!). Необычная планировка, множество окон с видом на улицу и двери, двери, двери... Не раздумывая, пара въехала в апартаменты. Как напишет потом Ида, «Вильгельм всегда хотел здесь жить».

Планировка квартиры в доме 30 на улице Штрандгаде             

Обустраивая квартиру, датский художник проигнорировал царившую в то время моду на викторианский стиль и не стал создавать «интерьер с обложки». Он оставил белые и серые стены пустыми, светлый деревянный пол не застеленным ковром, окна – без сложных драпировок. По сути, назвать интерьер домашним сложно даже для нашего времени, а в те времена так и вовсе подходило одно определение – спартанский. Вот такой молчаливый протест трендам :) Молодец, Хаммерсхей!

«Интерьер в квартире на Страндгаде, 30», Вильгельм Хаммерсхёй (1901)

Интерьер, который был актуален в конце 19-ого века

Но есть один подвох: на первый взгляд, кажется, что его интерьеры не только не переполнены мебелью и предметами декора, но и лишены какой-либо радости, тепла. Другими словами, холодны и безжизненны.

Так ли это на самом деле или все дело в субъективном восприятии? Вопрос остается открытым. Одни исследователи и поклонники творчества Хаммерсхёя говорят о свойственной ему закрытости и желании отгородиться от мира, другие обращают внимание на его любовь к деталям: о какой депрессии может идти речь, если художник виртуозно улавливает и транслирует природу и характер северного света?



«Лунный свет. Штрандгаде 30», Вильгельм Хаммерсхёй

Да и белые, коричневые, серые оттенки художники любят за возможность сделать пространство умиротворяющим и способным выразить целую гамму настроений – от легкой грусти до безмятежности. Не даром Хаммерсхёя все-таки прозвали художником спокойных, а не холодных или угрюмых комнат.


Интересный факт о цветовой гамме Хаммерсхёя нашла в интернете: Йоаким Сковгаард, другой датский художник-символист, как-то заглянул на Страндгаде 30 и, увидев палитру Хаммерсхёя, сравнил ее с тарелкой, на которой лежит четыре раскрытых устрицы... И да, он чертовски прав, смотрите: 

Слева – «Интерьер с пианино и женщиной в черном», Вильгельм Хаммерсхёй (1905)

Конечно, восприятие цвета всегда очень индивидуально. По-моему, так «устричная» палитра не только отвечает тональности Скандинавии, но и явно была на руку художнику, который хотел подчеркнуть и архитектуру здания, и масштабы пространства и такие детали, как двери и окна. Кстати, последние – главные герои картин Хаммерсхёя.

«Интерьер с двумя свечами», Вильгельм Хаммерсхёй (1904)

Белые двери... В незагроможденных мебелью комнатах они – центр притяжения и взгляда, и мысли. Двери то открыты настежь, то полуприкрыты, то плотно закрыты. Что хотел сказать художник? Как бы там ни было на самом деле, послание символиста каждый волен трактовать по-своему...


«Белые двери», Вильгельм Хаммерсхёй (1905)

Что касается мотива окна, то в 19-м веке он был невероятно популярным. Но если большинство художников показывали что за мир там – на улице, то Хаммерсхей с помощью окна все больше раскрывает нюансы своего интерьера. Свет, который и днем и ночью проникает через стекло, падает на пол, освещает стены и привлекает внимание к текстурам поверхностей в этом старом здании. 


При взгляде на картину «Падающий свет» может возникнуть желание причислить Хаммерсхёя к клану сюрреалистов: обстановка, расположение мебели в интерьере, не отвечает законам логики или, если хотите, эргономики. Однако куратор выставки «Дома с Хаммерсхёем», на которой мне удалось побывать этим летом в музее Ordrupgaard (рядом с Копенгагеном) комментирует, что это навряд ли: «Скорее всего Хаммерсхёй просто хотел показать, как мягко солнечный свет ложится на белую скатерть на столе...»


«Интерьер, Штрандгаде 30», Вильгельм Хаммерсхёй

Кстати, на самом деле мебели в квартире Хаммерсхёя было не так уж мало: просто художник скрупулезно выстраивал кадр, передвигал мебель из комнаты в комнату, компоновал ее в разной манере в поисках сюжета и настроения для новой картины.

«Интерьер с чашей для пунша», Вильгельм Хаммерсхёй (1904)

Ну и невозможно не поговорить об Иде, жене Хаммерсхёя. Ее образ овеян множеством легенд и тайн. При взгляде на картины возникает море вопросов: например, почему мы так редко видим лицо Иды, какова ее роль в интерьере, чем обусловлено ее одиночество в пространстве? Пишут, что, возможно, Ида страдала психическим расстройством, как и ее мать, и ее замкнутость и отчуждение Хаммерсхей отражал на холсте.

«Интерьер с 4-мя гравюрами», Вильгельм Хаммерсхёй (1905)

На мой взгляд, несмотря на то, что художник практически всегда пишет ее со спины в контрастном всему черном платье, он явно делает это с особой любовью. Ида – для него загадка и муза! На картинах Хаммерсхёя она всегда в диалоге с естественном светом, за рукоделием, чтением или просто увлечена размышлениями. Даже как будто пребывает в каком-то медитативном состоянии. Ровно, как я, когда смотрю на интерьеры Хаммерсхёя и погружаюсь в его загадочный мир :)

«Интерьер с женщиной у пианино», Вильгельм Хаммерсхёй (1901)

Впрочем, я не одна очарована интерьерами Хаммерсхёя: именно эти комнаты вдохновили декораторов на создание квартиры Герды и Эйнара Вегенер в фильме «Девушка из Дании» (2015). Здесь абсолютно точно пора включать / качать саундтрек к ленте от Александра Депла и скроллить пост дальше!

Кадр из фильма «Девушка из Дании», Focus Features

«Интерьер с мольбертом», Вильгельм Хаммерсхёй (1910)

Кадр из фильма «Девушка из Дании», Focus Features

«Женщина за шитьем в интерьере», Вильгельм Хаммерсхёй

Кадр из фильма «Девушка из Дании», Focus Features

«Автопортрет», Вильгельм Хаммерсхёй
Кадр из фильма «Девушка из Дании», Focus Features

«Интерьер с Идой и белым стулом», Вильгельм Хаммерсхёй

Кадр из фильма «Девушка из Дании», Focus Features

«Интерьер с женщиной, читающей рядом с пианино» (1907)

Кадр из фильма «Девушка из Дании», Focus Features
«Солнце в гостиной III», Вильгельм Хаммерсхёй (1903)
Кадр из фильма «Девушка из Дании», Focus Features
«Интерьер с девушкой, написанной со спины», Вильгельм Хаммерсхей (1904)
Кадр из фильма «Девушка из Дании», Focus Features
«Устричная» палитра Вильгельма Хаммерсхёя

Как ни странно, но интерьеры политического сериала «Карточный домик» моментами тоже очень в духе Хаммерсхёя :) Неудивительно, символист из Дании очень известен в США. Там его любят и покупают на аукционах подлинники за миллионы долларов. 

В ответе за эти скандинавские мотивы, видимо, все-таки исполнительный продюсер фильма – Дэвид Финчер, (он также продюсировал американскую версию «Девушки с татуировкой дракона») и оператор из Дании Эйджил Брилд (Eigel Bryld).

Слева – кадр из «Карточного домика», справа – картина Вильгельма Хаммерсхёя

В целом сериал очень живописный: кадре постоянно мелькают картины известных художников – Джона Сарджнта, Эббота Тайера, Мэри Кассат... 

Слева – кадр из «Карточного домика», справа – картина Вильгельма Хаммерсхёя

А взавершение этого поста покажу реальный жилой интерьер в Лондоне: модный fashion- и интерьерный дизайнер, бывшая балерина Anna Valentine оформила свою лондонскую квартиру по мотивам картин Хаммерсхёя. Как он вам? Нравится? :)

Фото: DRDH
Фото: DRDH

«Солнечный свет. Пылинки, танцующие в солнечных лучах», Вильгельм Хаммерхёй (1900)
Фото: DRDH

«Интерьер, Штрандгаде 30», Вильгельм Хаммерсхёй (1901 год)

Фото: DRDH

Фото: DRDH

Комментариев нет:

Отправить комментарий