Что мне очень нравится: несмотря на то, что сегодня квартира на Штрандгаде 30 невозможна для посещения (дом находится в частной собственности), побывать в ней может каждый. Первый вариант –отправиться на выставку картин Вильгельма Хаммерсхёя. Второй – прочесть этот пост. Думаю, он будет интересен всем, кто любит скандинавские интерьеры, живопись, загадочные истории и хочет узнать – как и чем связаны Хаммерсхёй, «Девушка из Дании» и «Карточный домик».
![]() |
"Интерьер, Штрандгаде 30", Вильгельм Хаммерсхёй |
Сегодня Хаммерсхёй – один из самых покупаемых датских художников в мире. В мае 2016 года написанная в 1905 году картина «Интерьер, Штрандгаде 30» была продана за 3,2 млн долларов на аукционе Sotheby's в Лондоне.
![]() |
«Интерьер Штрандгаде 30», Вильгельм Хаммерсхёй |
Что мы знаем о Хаммерсхёйе? Он родился в 1864 году в Копенгагене в зажиточной купеческой семье. Известно, что талант к рисованию он проявлял с ранних лет, а учился ни много ни мало – в Датской королевской академии изящных искусств. Восхищался Уистлером, Вермеером, Рембрандтом...
Интересно, что несмотря на возможность жить за городом, Хаммерсхёй всегда предпочитал скандинавской даче городскую квартиру. История гласит, что прогуливаясь по Копенгагену, Вильгельм и Ида свернули на улицу Штрандгаде и их внимание привлек дом под номером 30 – Mikkel Vibes Gaard, построенный в 1636 году. Когда-то в нем жил преподаватель по живописи Хаммерсхёйя.
В 1891 году он женился на Иде Ильстед – как любят писать зарубежные издания «девушке из простой рабочей семьи». Пара много путешествовала по Европе, но в конце-концов обосновалась в родном Копенгагене.
![]() |
Собственно сам Вильгельм Хаммерсхёй за работой |
Интересно, что несмотря на возможность жить за городом, Хаммерсхёй всегда предпочитал скандинавской даче городскую квартиру. История гласит, что прогуливаясь по Копенгагену, Вильгельм и Ида свернули на улицу Штрандгаде и их внимание привлек дом под номером 30 – Mikkel Vibes Gaard, построенный в 1636 году. Когда-то в нем жил преподаватель по живописи Хаммерсхёйя.
![]() |
Дом Mikkel Vibes Gaard |
![]() |
«Двор,Штрандгаде 30», Вильгельм Хаммерсхёй |
Они заглянули внутрь – и обнаружили на первом этаже квартиру своей мечты (И это действительно так, а не красивые слова!). Необычная планировка, множество окон с видом на улицу и двери, двери, двери... Не раздумывая, пара въехала в апартаменты. Как напишет потом Ида, «Вильгельм всегда хотел здесь жить».
Планировка квартиры в доме 30 на улице Штрандгаде |
Обустраивая квартиру, датский художник проигнорировал царившую в то время моду на викторианский стиль и не стал создавать «интерьер с обложки». Он оставил белые и серые стены пустыми, светлый деревянный пол не застеленным ковром, окна – без сложных драпировок. По сути, назвать интерьер домашним сложно даже для нашего времени, а в те времена так и вовсе подходило одно определение – спартанский. Вот такой молчаливый протест трендам :) Молодец, Хаммерсхей!
![]() |
«Интерьер в квартире на Страндгаде, 30», Вильгельм Хаммерсхёй (1901) |
![]() |
Интерьер, который был актуален в конце 19-ого века |
Но есть один подвох: на первый взгляд, кажется, что его интерьеры не только не переполнены мебелью и предметами декора, но и лишены какой-либо радости, тепла. Другими словами, холодны и безжизненны.
Так ли это на самом деле или все дело в субъективном восприятии? Вопрос остается открытым. Одни исследователи и поклонники творчества Хаммерсхёя говорят о свойственной ему закрытости и желании отгородиться от мира, другие обращают внимание на его любовь к деталям: о какой депрессии может идти речь, если художник виртуозно улавливает и транслирует природу и характер северного света?
![]() |
«Лунный свет. Штрандгаде 30», Вильгельм Хаммерсхёй |
Да и белые, коричневые, серые оттенки художники любят за возможность сделать пространство умиротворяющим и способным выразить целую гамму настроений – от легкой грусти до безмятежности. Не даром Хаммерсхёя все-таки прозвали художником спокойных, а не холодных или угрюмых комнат.
Интересный факт о цветовой гамме Хаммерсхёя нашла в интернете: Йоаким Сковгаард, другой датский художник-символист, как-то заглянул на Страндгаде 30 и, увидев палитру Хаммерсхёя, сравнил ее с тарелкой, на которой лежит четыре раскрытых устрицы... И да, он чертовски прав, смотрите:
Конечно, восприятие цвета всегда очень индивидуально. По-моему, так «устричная» палитра не только отвечает тональности Скандинавии, но и явно была на руку художнику, который хотел подчеркнуть и архитектуру здания, и масштабы пространства и такие детали, как двери и окна. Кстати, последние – главные герои картин Хаммерсхёя.
![]() |
Слева – «Интерьер с пианино и женщиной в черном», Вильгельм Хаммерсхёй (1905) |
Конечно, восприятие цвета всегда очень индивидуально. По-моему, так «устричная» палитра не только отвечает тональности Скандинавии, но и явно была на руку художнику, который хотел подчеркнуть и архитектуру здания, и масштабы пространства и такие детали, как двери и окна. Кстати, последние – главные герои картин Хаммерсхёя.
![]() |
«Интерьер с двумя свечами», Вильгельм Хаммерсхёй (1904) |
Белые двери... В незагроможденных мебелью комнатах они – центр притяжения и взгляда, и мысли. Двери то открыты настежь, то полуприкрыты, то плотно закрыты. Что хотел сказать художник? Как бы там ни было на самом деле, послание символиста каждый волен трактовать по-своему...
![]() |
«Белые двери», Вильгельм Хаммерсхёй (1905) |
Что касается мотива окна, то в 19-м веке он был невероятно популярным. Но если большинство художников показывали что за мир там – на улице, то Хаммерсхей с помощью окна все больше раскрывает нюансы своего интерьера. Свет, который и днем и ночью проникает через стекло, падает на пол, освещает стены и привлекает внимание к текстурам поверхностей в этом старом здании.
При взгляде на картину «Падающий свет» может возникнуть желание причислить Хаммерсхёя к клану сюрреалистов: обстановка, расположение мебели в интерьере, не отвечает законам логики или, если хотите, эргономики. Однако куратор выставки «Дома с Хаммерсхёем», на которой мне удалось побывать этим летом в музее Ordrupgaard (рядом с Копенгагеном) комментирует, что это навряд ли: «Скорее всего Хаммерсхёй просто хотел показать, как мягко солнечный свет ложится на белую скатерть на столе...»
![]() |
«Интерьер, Штрандгаде 30», Вильгельм Хаммерсхёй |
Кстати, на самом деле мебели в квартире Хаммерсхёя было не так уж мало: просто художник скрупулезно выстраивал кадр, передвигал мебель из комнаты в комнату, компоновал ее в разной манере в поисках сюжета и настроения для новой картины.
![]() |
«Интерьер с чашей для пунша», Вильгельм Хаммерсхёй (1904) |
Ну и невозможно не поговорить об Иде, жене Хаммерсхёя. Ее образ овеян множеством легенд и тайн. При взгляде на картины возникает море вопросов: например, почему мы так редко видим лицо Иды, какова ее роль в интерьере, чем обусловлено ее одиночество в пространстве? Пишут, что, возможно, Ида страдала психическим расстройством, как и ее мать, и ее замкнутость и отчуждение Хаммерсхей отражал на холсте.
![]() |
«Интерьер с 4-мя гравюрами», Вильгельм Хаммерсхёй (1905) |
На мой взгляд, несмотря на то, что художник практически всегда пишет ее со спины в контрастном всему черном платье, он явно делает это с особой любовью. Ида – для него загадка и муза! На картинах Хаммерсхёя она всегда в диалоге с естественном светом, за рукоделием, чтением или просто увлечена размышлениями. Даже как будто пребывает в каком-то медитативном состоянии. Ровно, как я, когда смотрю на интерьеры Хаммерсхёя и погружаюсь в его загадочный мир :)
![]() |
«Интерьер с женщиной у пианино», Вильгельм Хаммерсхёй (1901) |
Впрочем, я не одна очарована интерьерами Хаммерсхёя: именно эти комнаты вдохновили декораторов на создание квартиры Герды и Эйнара Вегенер в фильме «Девушка из Дании» (2015). Здесь абсолютно точно пора включать / качать саундтрек к ленте от Александра Депла и скроллить пост дальше!
![]() |
Кадр из фильма «Девушка из Дании», Focus Features |
![]() |
«Интерьер с мольбертом», Вильгельм Хаммерсхёй (1910) |
![]() |
Кадр из фильма «Девушка из Дании», Focus Features |
![]() |
Кадр из фильма «Девушка из Дании», Focus Features |
![]() |
Кадр из фильма «Девушка из Дании», Focus Features |
![]() |
«Интерьер с Идой и белым стулом», Вильгельм Хаммерсхёй |
![]() |
Кадр из фильма «Девушка из Дании», Focus Features |
![]() |
«Интерьер с женщиной, читающей рядом с пианино» (1907) |
![]() |
Кадр из фильма «Девушка из Дании», Focus Features |
![]() |
«Солнце в гостиной III», Вильгельм Хаммерсхёй (1903) |
![]() |
Кадр из фильма «Девушка из Дании», Focus Features |
![]() |
«Интерьер с девушкой, написанной со спины», Вильгельм Хаммерсхей (1904) |
![]() | |
|
![]() |
«Устричная» палитра Вильгельма Хаммерсхёя |
Как ни странно, но интерьеры политического сериала «Карточный домик» моментами тоже очень в духе Хаммерсхёя :) Неудивительно, символист из Дании очень известен в США. Там его любят и покупают на аукционах подлинники за миллионы долларов.
В ответе за эти скандинавские мотивы, видимо, все-таки исполнительный продюсер фильма – Дэвид Финчер, (он также продюсировал американскую версию «Девушки с татуировкой дракона») и оператор из Дании Эйджил Брилд (Eigel Bryld).
![]() |
Слева – кадр из «Карточного домика», справа – картина Вильгельма Хаммерсхёя |
В целом сериал очень живописный: кадре постоянно мелькают картины известных художников – Джона Сарджнта, Эббота Тайера, Мэри Кассат...
![]() |
Слева – кадр из «Карточного домика», справа – картина Вильгельма Хаммерсхёя |
![]() |
Фото: DRDH |
![]() |
Фото: DRDH
|
![]() | |||
|
![]() |
«Интерьер, Штрандгаде 30», Вильгельм Хаммерсхёй (1901 год) |
![]() |
Фото: DRDH |
![]() |
Фото: DRDH |
Комментариев нет:
Отправить комментарий